загрузка...
Архитектура элиты: дом лицом
01 июня 2011

Элитные дома и жилые комплексы всегда подразумевают наличие оригинального архитектурного проекта, который выделяет объект среди себе подобных. О том, какова сегодня архитектурная мода и насколько важно наличие уникального проекта для покупателей – наш материал.
Нельзя сказать, что в архитектуре элитных проектов в Петербурге присутствует какой-либо единый стиль. Пожалуй, подобные объекты недвижимости можно условно разделить на принадлежащие к современному стилю и тяготеющие к историзму, к классике (сюда мы отнесем различные стили архитектуры прошлого). Ярким примером объекта, удачно вписавшегося в окружающую архитектуру, является «Северный Модерн» от компаний Setl City и «Петербургская Недвижимость», расположенный на Петроградской стороне на улице Подрезова, 18. Он стал победителем конкурса «Связь времен», организованного в 2008 году общественной организацией «Живой город». Архитектором объекта был Евгений Подгорнов, дом настолько вписался в общий облик улицы, где представлено много интересных старых «модерновых» проектов, что выявить в нем новострой можно только вблизи. Еще один из немногочисленных элитных объектов в духе историзма в центре Санкт-Петербурга - комплекс на Тверской, 1 (мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» по заказу Richness Realty). По замыслу архитектора, глядя на такой дом, можно подумать, что его построили давно – лет 200 назад.
По мнению московских архитекторов, в столице соотношение предпочтений покупателей в архитектуре домов премиум-класса «50 к 50» — то есть классика и современность одинаково популярны. Тем не менее на дома в классическом стиле приходится не более 25% предложений в элитном сегменте на первичном рынке. Что касается нашего города, подобных данных нет. Однако мы не ошибемся, предположив, что в Санкт-Петербурге число классических проектов еще меньше.
До Москвы далеко
Сравнивать Северную столицу с Москвой все же не стоит. В последней архитектура проекта, по мнению местных участников рынка недвижимости, стоит на втором месте после местоположения уже последние лет пять. Имя известного архитектора здесь также важно для покупателей. Что касается Санкт-Петербурга, мы еще не достигли столичных амбиций, поэтому мало кто из покупателей выражает желание жить в доме, построенном каким-либо определенным архитектором. По данным консалтингового центра «Петербургской Недвижимости» (результаты опроса), большинство покупателей в элитном сегменте, прежде всего, выбирают конкретный объект (26%) от надежной компании (25%) по устраивающей их стоимости (23%). Далее в разряде важных факторов следуют район города (17%), близость метро (6%) и экология (2%). Как можно заметить, вопроса об имени архитектора или конкретном стиле дома даже не стоит. Тем не менее все-таки он имеет значение, ведь, выбирая конкретный объект, покупатели, в том числе, оценивают и его архитектуру.
Красота плюс удобство
Таким образом, говорить о приверженности покупателей тому или иному стилю в архитектуре стоит, не отделяя архитектурный проект от местоположения и других характеристик дома. «В продуманных проектах и интересная архитектура объекта, и удобство квартир должны присутствовать обязательно, - говорит Оксана Андросова, руководитель архитектурно-дизайнерского отдела ОАО «Строительная корпорация “Возрождение Санкт-Петербурга”». - По нашим наблюдениям, для клиентов важно и то, и другое. В качестве примера приведу возводимый нами элитарный дом “Венеция” на Крестовском. Несмотря на высокую стоимость, спрос на жилье в этом доме колоссальный: в первые месяцы продаж было приобретено около 30% квартир. Причина такого успеха видится в идеальном совпадении месторасположения (фасад дома обращен на Среднюю Невку и Елагин остров), продуманного проектировочного решения (камерный характер соблюден во всем: окна спален обращены во внутренний двор, в доме не предусмотрено коммерческих помещений) и эксклюзивной архитектуры. Дом в стиле итальянского палаццо, без сомнения, станет новой достопримечательностью Петербурга, продолжив легендарные традиции Северной Венеции».
По словам Оксаны Андросовой, поиск гармоничного сочетания уникального архитектурного облика и удобства жилого пространства – дело трудоемкое и требует тесного взаимодействия заказчика и архитектора. Именно для этого в компании функционирует архитектурно-дизайнерский отдел. «Мы тесно общаемся со всеми службами – строительной, коммерческой, участвуем в переговорах с покупателями квартир, - говорит эксперт. - Секрет успеха заключается также в том, что опыт и высокая квалификация сотрудников дают возможность говорить с ведущими архитектурными мастерскими на одном языке. К счастью, мы отлично понимаем друг друга».
Если говорить об интересных и необычных элитных объектах, стоит также упомянуть о некой новости для рынка премуим-проектов в Санкт-Петербурге. Например, на Крестовском острове, давно уже ставшем средоточием новых элитных проектов, сегодня встречаются все типы элитного жилья – от небольших клубных домов на 15 квартир до целых кварталов. Однако пионером стал настоящий элитный особняк на одну семью. Это старый особняк Труворова на набережной Мартынова, 70, реконструированный СК «Возрождение Санкт-Петербурга».
Также выделяется из всех проектов Крестовского острова дом Stella Maris (девелопер – Setl City, архитектура - «Евгений Герасимов и партнеры»). Крыша дома напоминает морскую волну, у дома – собственная оборудованная набережная, куда выходит просторный, «воздушный» холл. Еще один из самых интересных элитных проектов - «Новая Звезда» (девелопер – RBI, архитектура - «Евгений Герасимов и партнеры»). Будем надеяться, что еще много оригинальных проектов наш город ожидает в будущем.
Оксана Андросова, руководитель архитектурно- дизайнерского отдела ОАО «Строительная корпорация “Возрождение Санкт-Петербурга”»
На заре перестройки, когда у состоятельных людей появилась возможность отойти от стандартов типового жилья, большой популярностью пользовались двухуровневые квартиры. Их планировка завораживала и служила очевидным показателем определенного уровня благосостояния. Особняки с 5-метровыми потолками, реконструкцию которых осуществляла в тот период наша строительная корпорация, дали возможность удовлетворить этот спрос. Яркий пример – наши проекты на набережной канала Грибоедова, 89, и на Стремянной улице, 16.
Затем на протяжении нескольких лет неослабевающей популярностью пользовались квартиры, в оформлении которых применялось витражное остекление. Такое остекление позволяет окружающую архитектуру сделать частью интерьера квартиры. Специфический спрос не замедлил сказаться на  архитектуре элитного жилья. Стали появляться дома с панорамным остеклением; нашей реакцией на обозначившуюся тенденцию стал объект на Невском проспекте, 137, и «Дом у Моря» на Крестовском острове. Сегодня это нашло отражение в текущем проекте - в «Смольном квартале».
На мой взгляд, сегодняшней особенностью проектов статусного жилья является комплексный подход к квартальной застройке, решение вопросов благоустройства и инфраструктуры.  Так, например, площадь с фонтаном и местами отдыха «Парадного квартала» соединит встроенные помещения и внутренние дворы жилья. Также хочется отметить, что на протяжении многих лет наша компания  с особым вниманием относится к используемым в отделке фасадов материалам. Например, в наших текущих проектах – «Смольном квартале» и клубном доме в Ковенском переулке, 5 - предусмотрено  оформление фасадов из натуральных материалов.
Елизавета Конвей, руководитель направления элитной жилой недвижимости Knight Frank St.Petersburg:
Как правильно и тонко заметила наш управляющий партнер Мария Котова, Knight Frank Moscow, для московского рынка, своеобразной «ярмарки тщеславия», именитый архитектор – необходимая составляющая успешной маркетинговой стратегии любого высококлассного объекта. В Петербурге публика более взыскательная, с утонченным вкусом, откорректированным КГИОПовским подходом, – в меру высоко, в меру современно, не слишком кричаще. Питерские девелоперы, естественно, к этим критериям добавляют еще и «экономически эффективно». Но архитектурный облик – это лишь одна составляющая архитектурной концепции. Форме предшествует содержание – функциональное наполнение объекта, зонирование помещений, эргономичные планировки, правильный для всех шаг колонн, глубина помещений и размер окон, которые зависят не от облика здания, а от потребностей конечного потребителя. Подчеркну, не от вкусовых пристрастий, а от потребностей, удобства эксплуатации, логичности использования, стиля жизни. Поэтому роль архитектора велика – создать и форму и содержание, а роль девелопера огромна – выбрать талантливого архитектора и, что еще более важно, составить для него детальное техзадание, для чего требуется высочайший уровень профессионализма самого девелопера.

Александра Андреева
Городское обозрение недвижимости, Б└√6 (1 июня 2011 г.)